понедельник, 30 октября 2017 г.

ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания, развития
Образовательные цели:
- формирование у учащихся разносторонних общественно – политических, гуманитарных, естественно математических, трудовых, технических знаний,
- выработку умений
Воспитательные:
- идейно- политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание обучающихся,
- формирование активной жизненной позиции личности, мировоззрения,
Развивающие:
- развитие навыков и умений учебной деятельности,
- воспитания, внимания, памяти, мышления, воли, эмоций личности,интересов, способностей и дарований.

Принцип научности
Содержание обучения должно знакомить учащихся с объективными научными понятиями, законами, терминами, с достижениями науки. Исключить упрощенчество и суеверия. В обучение следует внедрять элементы проблемности, исследовательские работы, практические работы, учить наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты, умение вести научный спор, доказывать свою точку зрения, использовать научную литературу.

Принцип связи обучения с жизнью
Позволяет выработать научный взгляд на жизненные явления, готовит обучающихся к трудовой деятельности.

Принцип системности и последовательности
Знания, умения и навыки должны формироваться систематично, непрерывно, в определенной логике, когда последующее опирается на предыдущее. Позволяет достичь высоких результатов при меньших затратах времени. Принцип реализуется в процессе тематического и поурочного планирования.

Принцип доступности
Содержание обучения строится на уровне реальных учебных возможностей обучающихся данного возраста. При завышении задач и содержания обучения снижается мотивационный настрой у учащихся, прекращаются волевые усилия в учении. При занижении задач и содержания обучения у учащихся расслабляется волевой тонус в учении. Учебный материал одновременно должен быть в оптимальной мере сложным и трудным для обучающегося. обучающиеся не должны испытывать интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, которые отрицательно сказываются на физическом и психологическом здоровье. Не должно допускаться чрезмерные затраты времени и усилий обучающихся. Строго следует регулировать объем д/з чтобы он соответствовал нормам гигиены и был доступен.

Принцип стимулирования положительнного отношения к учению
Мотивы учения это мотивы интереса и мотивы долга и ответственности в учении. Своеобразными ключами к познавательному интересу можно назвать стимулы новизны, занимательности, эмоциональности, организация поиска в обучении, познавательного спора, игры, сравнения и аналогии. Стимулирование познавательного интереса в обучении не достаточно, так как существенное значение имеют мотивы долга и ответственности. Для воспитания их можно пользоваться следующими приемами педагогической деятельности: разъяснять значимость учения для развития научного общества и его благосостояния, разъяснять эффективность рационализаторства и изобретательности, учить проявлять упорство и настойчивость в обучении, поощрять выполнение заданий повышенной сложности. Негативные моменты активного учения – честолюбие, страх, боязнь наказания.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении при руководящей роли преподавателя
Преподаватель активно преподает, а обучающийся усваивает знания и умения. Обучающийся не только объект, но и активный субъект обучения. Активность обучающихся должна быть направлена не столько на простое запоминание, сколько на самостоятельного добывания знаний. Обучающийся должен сам усваивать знания, исследовать, делать выводы, обобщать, контролировать знания, исправлять ошибки. Для активизации коллективных работ проводить фронтальные работы и практикумы, экскурсии, факультативные и кружковые занятия. Применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить обучающихся перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать и все это под опытным педагогическим руководством преподавателя.

Принцип наглядности
При усвоении учебного материала у обучающегося должны участвовать все органы чувств – зрение, слух, осязание и другие. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала тем  прочно они усваиваются.

Принцип оптимально выбора методов и средств обучения
Формы обучения:
общеклассная (фронтальная) - в обучении участвует весь класс под руководством преподавателя. Сильные стороны: одновременное руководство всем классом, корректирует типичные ошибки, дает общее указание, общее закрепление и повторение знаний, экономична с точки зрения затрат по времени. Слабые стороны: ослаблена работа с наиболее подготовленными и слабоуспевающими обучающимисями.
групповая – класс временно разбивается на группы, звенья, бригады для решения определенных задач. Группирование проводят по интересам, по характеру внеучебных отношений, по уровню успеваемость. Групповая форма учитывает особенности обучающихся. Слабые стороны недостаточный учет индивидуальных особенностей, пассивность некоторых обучающихся.
индивидуальная работа выполняется каждым обучающимся самостоятельно без взаимодействия товарищей. Применяется не всегда и требует больших затрат времени.
Формы следует постоянно и умело сочетать на каждом уроке.


Принцип создания благоприятных условий для эффективного обучения
Четыре основных группы условий:
- учебно- материальные;
- учебно-гигиенические (санитарные условия, температурный, воздушный, световой режимы);
- морально- психологический (соблюдение такта, разумной требовательности, умелого поощрения успехов, взаимопомощь);
- эстетические условия.

Принцип оперативного контроля за усвоением обучающимися заний и умений

Оперативно выявляет недостатки в усвоении учебного материала, формирует умения осуществлять самоконтроль в обучении. Формы контроля – оценочная деятельность преподавателя, коллективная – общественная оценочная деятельность, самооценка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

5 полезных советов, как разрешать конфликты между учителем и учеником

В последнее время конфликты между учителями и учениками становятся более частыми, более напряжёнными и более сложными. Далеко не все...