понедельник, 30 октября 2017 г.

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УРОКА

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

1. Педагогический аспект анализа урока

Педагогический аспект урока рассматривается через следующие компоненты:
1.                  Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.
2.                  Организация урока:
а) тип урока;
б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели; в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы;
д.) плотность урока; рациональное использование времени.
3.                  Содержание урока:

а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;
ж) межпредметные связи;
з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся.
4.                  Методика проведения урока:
а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
 б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся. эффективность применяемых методов;
г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими;
е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;
ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
5.                  Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
6.                  Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение к учителю;
г) дисциплинированность и организованность;
д) речь учащихся, их вопросы.
7.                                             Общие выводы по уроку.
8.                                             Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе?

Методический аспект анализа урока

Общими требованиями к уроку являются следующие:
1.             Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.
2.   Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-дидактической основе.
3.     Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.
4.     Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.
Методический анализ урока (когнитивной направленности)
1.             Основная  учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно)
2.  Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей.
3.  Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с их основной целью;
в) степень и уровень достижений.
4.  Методическая логика урока:
а) структура урока (назвать структурные звенья),
6) обоснованность структуры урока;
в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
д) характер постановки целя для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);
е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников; или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);
з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.
5.             Использование различных средств обучения:
заданий различного характера, образцов, инструкций,
алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т.п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):
6.  Использование различных методических приемов:
а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;
б) обоснованность места использования данного приема;

в) эффективность использования приема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

5 полезных советов, как разрешать конфликты между учителем и учеником

В последнее время конфликты между учителями и учениками становятся более частыми, более напряжёнными и более сложными. Далеко не все...